Экологическое право

Вопросы правовых отношений в области взаимодействия общества и окружающей среды – одна из наиболее сложных сфер юридической деятельности. Правила и нормы, направленные на сохранение окружающей среды, часто идут вразрез с личными интересами физических и юридических лиц. Именно поэтому без профессиональной помощи специалистов грамотно решить спорные моменты использования природных ресурсов практически невозможно.

Наша компания предлагает широкий спектр специальных услуг по ведению дел в сфере экологического права. Квалифицированные юристы, получившие узкую специализацию в этой отрасли правовой деятельности, проводят тематические консультации по применению фито-санитарного и эпидемиологического законодательства, помогают в разработке правил экологической безопасности, а также сопровождают компании во время спорных вопросов по охране природы.

Отдельная отрасль экологического права – работа с документацией, связанной с регистрацией технических условий на продукцию, определяющей возможность пользования природными ресурсами, регламентирующей утилизацию отходов. Существует множество нюансов в законодательстве, обратить внимание на которые могут только профессионалы – специалисты нашей юридической фирмы.

Экологическая экспертиза – еще одна сложная задача для любого учреждения, которая включает в себя оценку воздействия предприятия на окружающую среду, определение наличия фактов вредоносного влияния на эко-систему.

Быстро и эффективно справиться с этой работой и получить необходимое разрешение на дальнейшую деятельность предприятия можно только благодаря помощи квалифицированных юристов нашей компании, которые всегда стоят на защите интересов и прав своих клиентов. Экологическая безопасность и спокойствие клиентов в отношении любых правовых вопросов – главные задачи команды “DELAWYERS”!

УСЛУГИ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Все компании, предприятия, организации либо физические лица-предприниматели, деятельность которых напрямую связанна с транспортированием, переработкой или утилизацией отходов, а также с образованием отходов, должны иметь разрешительную документацию согласно действующему законодательству Украины.  Деятельность, связанная с образованием отходов, является самым распространенным воздействием на окружающую среду.

Согласно ст. 17 Закона Украины «Об отходах» субъекты хозяйственной деятельности в сфере обращения с отходами, деятельность которых приводит к образованию отходов, для которых Пзув от 50 до 1000, обязаны ежегодно в срок до 20 февраля заполнять декларацию об образовании отходов на предприятии и регистрировать ее по форме и в порядке, утвержденном Постановлением КМУ № 118 от 18.02.2016г.

Перечень материалов, предоставляемых Заказчиком для разработки декларации:

  1. Копии договоров с лицензиями на передачу отходов другим владельцам на текущий год.
  2. Фактические данные об объемах токсичных отходов и объемы образования, использования и поставку отходов как вторичного сырья и отходов производства за текущий год (Форма № 1-отходы за прошлый год).
  3. Объем, отходов по каждому виду отдельно, который планируется создать в текущем году.
  4. Копии, заверенные печатью предприятия: справки из ЕГРПОУ, Свидетельства о государственной регистрации предприятия, свидетельства плательщика НДС. Все копии должны быть заверены печатью предприятия и подписью «Копия верна».                                                                   

Разрешение на специальное водопользование — это документ разрешительного характера, который даёт право предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам на использование воды из водных источников, например артезианских скважин, речек, озёр, водоемов, бассейнов и др. в пределах утвержденных лимитов, а также право на сброс сточных вод в водные объекты.

Водопользование без разрешения  

Следует учитывать, что обнаружение фактов самовольного спецводопользования без надлежащего разрешения на деятельность может привести к штрафам, сумма которых зависит от принесенного подобными действиями ущерба. Кроме того, государство имеет право остановить работу оборудования, с помощью которого ведется несанкционированное водопользование, а также возбудить уголовное дело по данному факту против руководителей и ответственных лиц. Особенно тяжелые последствия ждут нарушителя, если идет сброс загрязняющих веществ.

Кто должен получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ 

  • Все субъекты хозяйствования, имеющих стационарные источники выбросов.

Основание: ст. 11 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха»

Кто выдает разрешение на выбросы загрязняющих веществ

Разрешение на выбросы выдается:

Для объектов I группы – Минприроды, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.

Для объектов II и III группы — областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.

Основание: ст. 11 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха»

Документы подаются в разрешительный центр в областях или при Минприроды (в соответствии с группой объекта).

Срок действия разрешения на выбросы загрязняющих веществ

Для объектов I группы — семь лет
Для объектов II группы — десять лет
Для объектов III группы — неограниченный

Основание: ст. 11 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха»

Какова процедура получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ

Последовательность шагов по получению разрешения на выбросы определяется Постановлением КМУ от 13 марта 2002 №302 «Об утверждении Порядка проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета предприятий, учреждений, организаций и граждан-субъектов предпринимательской деятельности, которые получили такие разрешения »

В разрешительном центре должен быть регламент получения разрешения на выбросы, который подготовлен с учетом требований настоящего постановления.

В общем виде процедура получения разрешения на выбросы выглядит следующим образом.

Разрешение на выбросы загрязняющих веществ может получаться для нового объекта, который вводится в эксплуатацию или для действующего объекта.

Алгоритм получения разрешения на выбросы.

  1. Выполнение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ.
  2. Подготовка по установленным требованиям документов, в которых обосновываются объемы выбросов, для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и файла в формате XML.
  3. Готовит информацию о получении разрешения для ознакомления с ней общественности в соответствии с законодательством (фактически это подача в газете объявления).
  4. Представление в разрешительный центр комплекта документов (перечень в соответствии с регламентом разрешительного центра).
  5. Получение разрешения на выбросы (бесплатно).

К кому обращаться за помощью

Этот вопрос не следует недооценивать, поскольку ответственность за качество подготовленных документов и корректность разрешения растягивается на срок его действия (от 7 лет и более).

Корректность данных разрешения на выбросы в дальнейшем завязана на:

  • Выполнение текущего производственного контроля
  • Начисление и уплата налогов за выбросы
  • Результаты проверки инспекции, которые могут сопровождаться
    • Штрафными санкциями
    • Начислением убытков
    • Аннулированием разрешения на выбросы и необходимостью переделывать всю работу

С формальной стороны требования к исполнителям работ выглядят следующим образом.

Выполнение инвентаризации выбросов — выполняет хозяйствующий субъект самостоятельно.

Подготовка по установленным требованиям документов, в которых обосновываются объемы выбросов — исполнители, которым предоставлено право на разработку таких документов, занесены в соответствующий перечень Минприроды Украины.

Деятельность в сфере осуществления операций по обращению с опасными отходами — подлежит лицензированию и имеет ограниченный перечень требований, обязательных для выполнения согласно лицензионным условиям.

Опасные отходы — это вещества или их смеси, непригодные для дальнейшего использования в технологическом процессе, имеющие опасные свойства (токсичность, взрывоопасность, высокую реакционную способность) и которые могут нанести ущерб здоровью человека и окружающей среде.

Мы готовы оказать помощь в подготовке документов и получению «Лицензии на операции с опасными отходами»

Перечень опасных отходов утвержден Базельской конвенцией от 22.03.1989 г., которую подписали 116 государств. На основании конвенции, Постановлением КМУ от 13.07.2000 № 1120 утверждено Положение « О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их утилизацией/удалением», а перечень опасных отходов изложен в Желтом перечне отходов.

Законодательство, регулируемое данный вид деятельности:

1. Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»;
2. Постанова КМУ от 04.07.2001 № 756 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности»;
3. Приказ Минприроды от 04.11.2011 № 433 «Об утверждении Лицензионных условий на осуществление хозяйственной деятельности по осуществлению операций в сфере обращения с опасными отходами»
4. Приказ Минприроды от 04.11.2011 № 434 «Об утверждении Порядка контроля за соблюдением Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по осуществлению операций в сфере обращения с опасными отходами»

Лицензия на операции в сфере обращения с опасными отходами выдается на виды хозяйственной деятельности:

— сбор

— хранение

— утилизация

— захоронение

-перевозка

— переработка

— удаление

— обезвреживание

Лицензионные условия устанавливают организационные, квалификационные, и технологические требования, обязательные для осуществления хозяйственной деятельности по осуществлению операций в сфере обращения с опасными отходами.

Организационные требования: соблюдать требования Законодательства, регулирующего данную деятельность, хранить Лицензию по местонахождению субъекта хозяйствования, заверенную Минприроды Украины копию Лицензии — по месту осуществления хозяйственной деятельности филиала или обособленного подразделения.

Квалификационные требования: обеспечить назначение на руководящие должности лиц, имеющих соответствующее высшее или профессионально-техническое образование в области экологии; предоставить допуск к обращению с опасными отходами только лицам, имеющим профессиональную подготовку по обращению с опасными веществами, что подтверждено удостоверением о прохождении обучения и проверке знаний по вопросам охраны труда.

Технологические требования: иметь материально-техническую базу, собственные или арендованные производственные площади, план мероприятий по сбору и временному хранению опасных отходов на обособленных территориях и в складских помещениях по классам опасности отходов; специально оборудованные транспортные средства с соответствующей маркировкой, предназначены для перевозки отходов соответствующего класса опасности; придерживаться санитарных норм, правил и требований пожарной безопасности.

Перечень документов, необходимых для оформления данного вида Лицензии на опасные отходы:

— Заявление о выдаче лицензии установленного образца;

— Опись документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии;

— Сведения о наличии материально-технической базы;

— Перечень видов опасных отходов, на обращение с которыми оформляется лицензия;

— Копия паспорта места удаления отходов (для операций по удалению/захоронению опасных отходов);

— Копия свидетельства о страховании ответственности на случай наступления негативных последствий (для операций по перевозке опасных отходов);

— Заключение государственной экологической экспертизы по проектной документации на объекты, на которых осуществляются операции с опасными отходами;

— Заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы о соблюдении требований по обеспечению безопасности на объектах, на которых осуществляются операции с опасными отходами;

— Регистровая карта объекта обработки и утилизации отходов (по форме 2)

Закона Украины об оценке воздействия на окружающую среду является замена заключения государственной экологической экспертизы на заключение об оценке воздействия на окружающую среду. Без наличия заключения об оценке воздействия на окружающую среду предприятие не имеет права осуществлять запланированную деятельность.

В соответствии с требованиями Закона Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду» проведение оценки воздействия обязательное для объектов и видов деятельности первой и второй категории. К первой категории относятся газо- и нефтеперерабатывающие комплексы; тепловые электростанции (мощностью более 50 МВт) и атомные электростанции, ядерные реакторы; предприятия цветной и черной металлургии; предприятия химической отрасли (биологически-химическое, фармацевтическое, биотехническое производство, производство минеральных удобрений, лаков, красок, полимерных материалов и других веществ); обращение с опасными, бытовыми и другими отходами (их хранение, переработка, утилизация) строительство аэродромов, автомагистралей, железных дорог, речных портов; забор подземных вод; добыча нефти и газа из континентального шельфа; строительство карьеров и добыча полезных ископаемых; предприятия по производству асбеста и асбестосодержащих материалов; сооружения для очистки сточных вод; постепенные и санитарные рубки лесного и заповедного фондов соответственно; строительство линий электропередачи. Заключение об оценке воздействия на окружающую среду для предприятий первой категории будет выдавать Минприроды.

Вторая категория включает: предприятия лесного и сельского хозяйств; глубокие бурения с целью захоронения радиоактивных отходов или для водоснабжения; предприятия по переработке минерального сырья, производства и обработки металла; предприятия пищевой, текстильной, бумажной, кожевенной и деревообрабатывающей промышленности; инфраструктурные проекты (строительство трамвайных путей, трубопроводов, гидротехнических сооружений, линий метрополитена).  Для предприятий второй категории заключения об оценки воздействия на окружающую среду будут выдавать местные государственные администрации.

Также в соответствии с требованиями закона об оценке воздействия на окружающую среду, его действие не распространяется на действующие предприятия, если они решили провести реконструкцию, капитальный ремонт, техническое переоснащение или перепрофилирование своей деятельности в случае не значительного воздействия на окружающую среду. Критерии определения планируемой деятельности, ее расширение и изменение, не подлежащих оценке воздействия на окружение должны быть утверждены Кабмином ближе к дате вступления в силу ЗУ об оценке воздействия на окружающую среду.

Получение заключения об оценке воздействия на окружающую среду не потребуется в случае ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций, обеспечения обороноспособности государства или ликвидации террористических действий.

В соответствии с законодательством Украины (Постановление №2034 от 1 ноября 1999 г.), практически во всех организациях должна осуществляться инвентаризация отходов. Инвентаризация отходов — комплекс разовых организационно-технических мероприятий по выявлению, идентификации, описанию и регистрации отходов, учета объемов их образования, утилизации и удаления, а также выявления и обследования мест образования отходов и объектов обращения с ними.

В техническом отчете об инвентаризации указываются технологические, физико-химические, санитарные, экологические и другие параметры отходов, которые образуются на предприятии. Кроме того, описываются методы их контроля и измерения, технологии транспортировки, хранения, утилизации, обработки, удаления и захоронения. По замыслу природоохранных структур все это призванно максимально точно идентифицировать характер отходов и, соответственно, определить оптимальные способы избавления от них.

В результате произведенной инвентаризации отходов определяется максимальный объем отходов, который предприятие имеет право разместить на своей территории, отвезти на свалку или отправить на утилизацию. Данная информация является необходимой для получения разрешения на осуществление операций в сфере обращения с отходами.

Инвентаризация отходов облегчает первичный учет отходов, который осуществляют сами работники предприятия. Обычно он проводится с помощью заполнения типичных форм первичной учетной документации — журналов, карточек и анкет. Кроме этого, такие сведения попадают к нормативно-техническим, бухгалтерским и планово-экономическим документам. Впоследствии все данные об образовании отходов и обращения с ними заносятся в паспорт, а также к формам государственной статистической отчетности.

Наши преимущества

Защита наших клиентов — наша первоочередная задача. Мы ценим каждого нашего клиента, ценим его время и его успех.

 

01

Широкий спектр услуг, включая консультации как по отдельным вопросам, так и комплексное сопровождение деятельности предприятий

02

Оперативное общение с клиентами

03

Принципиальное отношение к качеству работы

Оставить заявку